Вівторок, 26 Листопада, 2024
Бiльше

    В Парижском университете Сорбонна объяснили несостоятельность обвинений в «ереси папизма», которые РПЦ предъявляет Вселенской Патриархии

    23 сентября 2021 года состоялось заседание Священного Синода Русской православной церкви, на котором было принято решение о созыве Архиерейского собора РПЦ в ноябре сего года. Предполагается, что, по итогам своей работы, Архиерейский собор осудит деятельность Вселенской Патриархии и, в частности, Вселенского патриарха Варфоломея І.

    Со стороны Московской патриархии, Его Всесвятейшеству намереваются предъявить обвинения в “ереси папизма”, “вторжении на каноническую территорию других поместных церквей”, “углубление раскола в православии”.

    Однако большинство авторитетных богословов и публицистов склоняются к мысли, что все обвинения, которые будут озвучены в Москве, не имеют весомых канонических оснований. Аргументы такой точки зрения были обнародованы историком и исследователем Парижского университета Сорбонна Константином Ветошниковым на персональной странице соцсети Фейсбук.

    Публикуем отдельные фрагменты изложенных им фактов и сведений.

    Поскольку в последнее время некоторые представители Православной Церкви России заявляют, что Вселенский Патриархат “изобрел” свои привилегии в течение ХХ века, и лживо заявляют, что Великая Церковь впала в “ересь папизма”, я привожу несколько свидетельств из патриарших актов византийского периода о том, как Патриархи описывали свои обязанности. Все эти тексты широко известны, и большинство из них было переиздано и переведено на русский язык еще в XIX веке.

    Святой Вселенский Патриарх Каллист (во время своего второго Патриархата, 1355-1363 гг.) писал духовенству Тырново, Болгария, о привилегиях Вселенского престола: “Константинопольский Престол пересматривает, одобряет и подтверждает решения других Патриархов, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского, как это предусматривают священные каноны и о чем свидетельствует церковная практика, тем более этот Престол имеет власть над Церковью болгар, которая от от него получила право называться Патриархом”.

    Святой Патриарх Филофей Коккинос (1364-1376), обращаясь в июне 1370 года к великому князю Московскому Димитрию, писал: “Митрополит мной поставленный, носит [на себе] образ Божий и находятся у вас вместо меня, так что всяк, повинующийся ему и желающий оказывать ему любовь, честь и послушание, повинуется Богу и нашей мерности, и честь, ему воздаваемая, переходит ко мне, а чрез меня – прямо к самому Богу. И кого митрополит благословит и возлюбит за что-либо хорошее, – за благочестие или за послушание, – того и я имею благословенным, и Бог также; напротив, на кого он прогневается и наложит запрещение, и я также”.

    Этот же Патриарх написал митрополиту Киевскому Алексию следующее: “ты носишь мои собственные права, и если будут покоряться и оказывать честь и любовь твоему святительству, то будут чтить меня, имеющего на земле права Бога. А так как ты, по благодати Христовой, от меня поставлен митрополитом: то и права имеешь мои”.

    Он также писал другим князьям России, говоря: “если станете оказывать подобающее уважение, почтение, послушание и благопокорениe преосвященному митрополиту киевскому и всея Руси, пречестному, во Святом Духе возлюбленному брату и сослужителю нашей мерности, которого Бог даровал вам нашими руками, и, как истинные сыны церкви, будете внимать ему и его внушениям так, как вы обязаны внимать самому Богу. Ибо так как Бог поставил нашу мерность предстоятелем всех, по всей вселенной находящихся христиан, попечителем и блюстителем их душ: то все зависят от меня, как общего отца и учителя. И если бы мне можно было самому лично обходить все находящееся на земле города и веси и проповедовать в них слово Божьe, то я неупустительно делал бы это, как свое дело. Но поелику одному немощному и слабому человеку невозможно обходить всю вселенную, то мерность наша избирает лучших и отличающихся добродетелью лиц, поставляет и рукополагает их пастырями, учителями и архиереями, и посылает в разные части вселенной: одного – туда, в вашу великую и многолюдную страну, другого – в другую часть земли, повсюду – особого [архипастыря] 3447, так что каждый в той стране и местности, которая дана ему в жребий, представляет лицо, кафедру и все права нашей мерности. Итак, поелику и вы имеете там, вместо меня, преосвященного митрополита киевского и всея Руси, мужа досточтимого, благоговейного, добродетельного и украшенного всеми добрыми качествами, могущего, по благодати Христовой, упастѝ народ и привести его на спасительные пажити, утешить души скорбящих и укрепить сердца бедствующих (да и сами вы по опыту знаете его преимущества и святость): то вы обязаны оказывать ему великую честь и благопокорность, каковую должны были бы воздавать мне самому, если бы я присутствовал там; ибо он находится там вместо меня, имея наши права, так что оказываемое ему почтение, послушание и благопокорениe относится к нашей мерности, а чрез нас переходить прямо к самому Богу. Итак вы, как истинные сыны церкви Христовой, питающее в душе правую веру в Бога и благочестие, обязаны повиноваться вашему отцу, пастырю и учителю, которого Бог даровал вам чрез нас, и почитать его, как меня, и слова его принимать за вещания Божьи”.

    Тот же Патриарх, обращаясь в августе 1371 г. к митрополиту Киевскому Алексию, говорит о себе: “нашу мерность Бог поставил пастырем и учителем всей вселенной”.

    Следующий Патриарх Антоний IV (1391-1397) говорит в своем послании в Новгород в сентябре 1393 года: “поэтому я послал вам грамоту 3520, указывая на душевную опасность, в которую вы впали чрез такую клятву, убеждая и поучая вас, как духовный отец и владыка, от Бога поставленный над всеми христианами по вселенной”.

    Тот же Патриарх описывает свои обязанности еще раз в письме отправленном в тоже время великому князю Московскому Василию: “А как я поставлен всеобщим учителем для всех xристиан, то на мне лежит непременный долг, в случае когда услышу о твоем благородии что-либо такое, что вредит твоей душе, писать тебе об этом, как твой отец и учитель, наставляя и убеждая тебя к исправлению: а ты как христианин и сын церкви, обязан исправиться. За что ты показываешь пренебрежение ко мне, патриарху, и не воздаешь мне той чести, какую воздавали [прежним патриархам] твои предки, великиe князья, напротив – неуважительно относишься и ко мне и к моим людям, которых я туда посылаю, так что они не получат у вас той чести и места, какое всегда имели патриаршиe люди? Ужели ты не знаешь, что патриарх занимает место Христа, от Которого и посаждается на владычнем престоле? Не человека ты уничижаешь, но самого Христа! И, наоборот, кто чтит патриарха, чтит самого Христа”.

    Найсвіжіше

    Популярне